Творцы человеческих тел. Джордж Сигал

Впервые были показаны полиуретановые расписные скульптуры, созданные по живым моделям, на художественной выставке в США в 1969 году Дуэйном Хансоном, ярким представителем гиперреализма Северной Америки. Эти скульптуры были изготовлены так же, как изготавливают восковые фигуры.

Повторяющие в подробностях реальных людей небиологические двойники создают остов нового видения, такой скульптуры, что совсем близко приближается к концепции клонирования человека, бесчисленного воспроизводства человеческой заурядности. С другой стороны мы видим похожую, клонированную скульптуру, однако немного иначе клонированную – это гипсовые отливы настоящих тел Джорджа Сигала, о которых Алан Кэпроу выразился в 1964 году в том смысле, что они походят на египетские мумии; он также высказался об их верных пропорциях в соотношении абстракции и конкретики.

Джордж Сигал создал два образца: первый — довольно похожий на мумию скульптурный двойник Эдгара Дега; второй — на бытовую тематику — свои впечатления детства от отцовской птицефермы, в которой позже скульптор соорудил мастерскую. Поначалу белые люди из гипса Джорджа Сигала, с абстрактного вида поверхностью, чем-то похожие на покрытую перьями фактуру Бальзака Огюста Родена, затем становятся совершенно конкретными, телесного цвета, с легкой, импрессионистского толка, рябью выступающего гипса, и стоят, понятное дело, ближе к стаям воркующих птиц, нежели к классическим или неоклассическим традиционным статуям. Они похожи на тех дам, которые всегда красивы и ухожены… В 1960 году Джордж Сигал посадил одну из своих скульптур на стул, и потом стал создавать напоминающие живые картины муляжи, где люди, к примеру, где-то сидят, куда-то едут, работают и т.д. Это были скульптурные композиции, в которых не было места социальной язвительности, как это было в поп-арте и джанк-арте, не было стремления задержать «пестроту» сегодняшнего дня, как это было свойственно американским полиуретанщикам. Скульптор хочет создать согласующуюся с современной действительностью скульптурную композицию, ибо и мрамор, и бронза сейчас уже не символ рядовых впечатлений. Но подобная художественность скульптора находится точно в стиле отчуждения действительности, как и свойственно 1960-м, не могущим удержать реальную действительность навсегда, но с одной пометкой: реальная действительность уже не храм, в котором нужно затаить дыхание, а всего лишь коллекция материала, необходимого, чтобы иметь возможность… клонировать.

Сергей Никифоров / вольное переложение гл. «Фигуративная живопись и скульптура» из кн. Е. Андреевой «Постмодернизм» /

Рассказать о статье:
 
Запись опубликована в рубрике Гениальность и оригинальность с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>