Реальность крупным планом. С Запада на Восток. Часть 2

Рональд Брукс Kитай создает картину как некую аллегорию, вплетает в нее ряд метафор, связанных как с настоящей историей, так и с церковными легендами, а также и с воспоминаниями собственными. К примеру, в картине «Хуан де ла Крус» он показывает американского солдата, чернокожего сержанта ВВС Кросса. Дополнительное заглавие «Черная ночь души» в то же время говорит об участии героя во вьетнамской войне, в которой он погибает, и на исполненные мистики стихи Иоанна Креста, испанского святого, в XVI веке хлебнувшего лиха в застенках инквизиции. На заднем плане изображена сцена, выполненная в духе картин эпохи Ренессанса, и здесь мы видим связанную обнаженную женщину, ее собираются уже сбросить в море двое людей с оружием. В послесловии к картине «Хуан де ла Крус» Китай напоминает нам семейную легенду св. Терезы, бабушка которой была признана виновной инквизицией за то, что вернулась к иудаизму. Однако на других картинах обнаженная преображается, и мы уже видим леди Годиву или полную отваги героиню Сопротивления, ведомую нацистами по улицам города в тюрьму (что является реальным эпизодом, всколыхнувшим представления художника), и что касается последнего эпизода, Китай высказывается об изображении этой отважной героини как об автопортрете. Непростое прошлое мало-помалу затуманивает экран современности, то есть экран 1960-х годов.

Сходный процесс берет начало и в живописи соцреализма, в которой для всего требуется оправдательный повод и поводом для стилизаций на историческую тему являются сюжеты войны и революции, что в 1960-е годы повсюду соединяли современность и историю. Ленинградец Валерий Ватенин создает «Первое мая во Пскове», где символически представлены наши будни, представлены они плакатами космонавтов, что несут демонстранты рядом со стенами Троицкого собора, где изображена в стиле первого десятилетия революции уже немолодая молодежь 1920-1930-х годов, что отмечает свой день, где в самом незаметном углу полотна старушки плетутся в храм на пacxaльную службу. Аллегорией художник обозначает весь круговорот советского прошлого.

Сергей Никифоров / переложение гл. «Фигуративная живопись и скульптура» из кн. Е. Андреевой «Постмодернизм» /

Рассказать о статье:
 
Запись опубликована в рубрике Гениальность и оригинальность с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>