Авторский стиль Достоевского – это полифония: всегда есть центральная тема, но она с тяжестью пробивается через многоголосие. Автор не слышен. Переплетаются мнения, слухи, сплетни, намеки, клевета. Создается атмосфера неустойчивости.
Жанрово-семантические пласты:
1) анекдотический (анекдот как ситуация);
2) скандальный (скандал – провокация окружающих);
3) «вечный» (конструируется сознательными усилиями; Достоевский неплохо знал Библию и Коран; библейские мотивы, образы, сюжеты: например, в «Преступлении и наказании» — о Лазаре);
4) мифо-эпический (например, роман «Бесы»; фольклорные образы);
5) пушкинский пласт (например, Раскольников болеет комплексом Сальери, а также сопоставим с Наполеоном, Ликургом);
6) духовно-книжный (связан с европейской литературой: дантевский контекст, гётевский контекст, шиллеровский контекст, шекспировский контекст («Бесы»: Ставрогин напоминает принца Гарри).
Стиль разговорный, т.к. важно создать многоголосие. Стиль «захлебывающийся», смятенный. Достоевский жестко структурирует свой роман, у него все просчитано, продумано. Но у читателей создается превратное ощущение недодуманности. Достоевский свои тексты надиктовывал. Для него важно было внести новое в литературу.
Функции стиля:
1) создание иллюзии правдивости, достоверности, документальности;
2) выразительность;
3) изобразительность.
В основе произведений – истории уголовного характера. Таким образом, документальное начало.
Достоевский = художник + публицист.
Концепция Достоевского: катастрофическая. Стимулирующий потенциал катастрофы. Достоевский показывает нам переломные моменты в жизни человека (у Толстого перелом чаще всего в середине). Это держит читателей в напряжении. Любое действие подлежит нравственной оценке автора. Переломные моменты бывают чисто психологические (страсть) и идеологические (головная идея, торжество разума над человеком).
Страстное у человека – порочное.
Переломные ситуации приводят к саморазрушению, к внутреннему расколу, к двойственности (которая ощущается как норма).
Достоевский демонстрирует разные типы развязки: гибель или обновление; мелодраматический характер: такой сюжет лишен катарсиса, счастливого конца. Достоевский с помощью драматического контекста выделяет судьбу героя, а с помощью мелодраматического сюжета — другие линии.
Важно показать героя и его действия на фоне остальных персонажей => драматургический подход (Лермонтов).
Мелодраматические линии связаны со скандалом, психологическими импульсами, анекдотическими ситуациями, эксцессами, взрывами страстей и эмоций.
Но все сводится к изображению двух сил – добра и зла. Поле битвы – «сердца людей».
Добро: нравственный закон, данный в Писании.
Зло приобретает социальный характер, нет справедливости, нарушение высшего закона, существование обездоленных, отверженных (обращение к европейской традиции: бальзаковской «Человеческой комедии», Гюго, Стендалю).
Вечное и текущее переплетаются между собой. Современные сюжеты проявляют вечные смыслы. Как пример — «Преступление и наказание»: изображение преступника, бывшего студента, разбойника (разбойник Евангелия). Сонечка: проститутка (черта времени), блудница. Достоевскому важно через вечное показать все.
Для Достоевского характерна категория внутреннего/внешнего. Любому человеку нужно придти к истинному пониманию себя самого и жизни. Рождается нравственно-религиозная проблематика.
Сравните этот стиль со стилем Льва Толстого, где развита дидактическая традиция (Блез Паскаль, Монтень, Сенека, Тит Лукреций Кар, Марк Аврелий).