Этот блестящий русский художник, известный не только у себя на родине, но и во всем мире, родился в XIX веке в семье сапожника. Однако в городке в Саратовской губернии, где он тогда проживал, нашлись меценаты, которые помогли юному дарованию совершить свое восхождение на пока еще первые ступени художественного олимпа: мальчик смог получить начальное художественное образование.
Затем была Самара, а потом и Петербург, тогдашняя столица Российской империи. Наконец, в начале XX века Кузьма Петров-Водкин заканчивает обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – на тот момент Мекке художников, скульпторов и, соответственно, зодчих.
Итак, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин вырос в одного из самых значительных и в то же время спорных художников начала – первой половины XX века. Его не критиковал в то время только ленивый. Даже Илья Репин, великий русский живописец, позволил себе высказаться неуважительно по отношению к работам Петрова-Водкина. Но были и сторонники, а не только противники. Некоторые восхищались Петровым-Водкиным, буквально боготворили его. И было за что. Его живопись оригинальна, свежа, не похожа на все, что существовало до него и одновременно с ним. Поэтому им восхищались – и поэтому критиковали.
Безусловно, одна из самых значительных картин художника — «Купание красного коня». Она была написана мастером в 1912 году и принесла ему широкую, мировую известность. Многие специалисты отмечали высочайший художественный, эмоциональный уровень этого полотна Петрова-Водкина. Красный конь – это символ России, это судьба, которая не всегда предсказуема, которая сама идет, или едет куда-то, а на ней, или на нем, на красном коне, едет человек, едут люди, но куда они едут – никто не знает. Как и судьба России, картина «Купание красного коня» претерпела множество пертурбаций, переходила из одних рук в другие, пока наконец не очутилась на выставке в Третьяковской галерее.