Бенджамен Бухлох (иногда его фамилию пишут как «Бухло») – довольно влиятельный американский искусствовед – обращает внимание на то, что в 1955 году появляется первый, основанный на документах, фильм о концлагерях нацистов, при этом Бухлох ассоциирует коллекцию фарфоровых рук, ног и оторванных голов Apмана с «технически оснащенной смертью» — с бросающими в дрожь связками людских тел и набором пожитков, реквизированных у заключенных. После этого Бухлох совершает следующий шаг, чтобы выказать произведения Армана как посредствующую составную часть двух бедствий: прошлого концлагерного и будущего экологического, вызываемого безудержным ростом потребления в мире.
Наверное, подобные сравнения, уподобления вполне имеют право существовать. Как бы то ни было, они вновь ведут к тому, что общество находится в поисках некой простоты и легкости для взаимодействия с не могущей быть мыслимой действительностью.
Большой успех ждал «Новых реалистов» в 1961 году, когда в нью-йоркском музее современного искусства проходила модная выставка «Искусство ассамбляжа». Там они предстали во всей своей художественной красоте. Впрочем, французский термин не стал тем ключиком, которым открываются двери. 60-е годы XX века давно позади, и сейчас ясно, что это случилось во-многом потому, что современному искусству внутренне присущ некий превосходный критерий, то есть нечто сохраняющее энергетическое расположение, порядок произведений, нечто, что зависит от пластического понимания полноты и глубины решения соответствующей задачи. Американский поп-арт замечательно решает задачу представления и анализа, иначе репрезентации современного общества сквозь призму вещей, что ему нужны для своего существования. Это взгляд на вещь как на знак, или символ. Но искусство Сезара, Армана, Споерри, которое как бы заменяет абстрактной вещественностью художественный замысел абстракционизма, выпадает на задворки поп-арта. Оно же может изобразить, как из ободранного мегаполиса в конце концов производят неплохого вида товар, который годен для музея и который называется коллажем из городского субстрата. Виллиам Зейц ведь именно так характеризовал ассамбляжное искусство, а он как раз был куратором той выставки в Нью-Йорке.
«Новых реалистов» ждал не самый худший сценарий в плане окончания существования. Среди художественных объединений это был, пожалуй, благополучный конец. Движение в своеобразной манере объявило о самороспуске. В 1970 году перед Миланским собором фейерверками взвилась фаллическая скульптура Жана Тингели «Победа». Так «Новые реалисты» сказали о том, что не хотят прощаться со своей молодостью — с молодостью 1960-х.
Сергей Никифоров / переложение гл. «Новые реалисты»: музеефикация отбросов европейского урбанизма» из кн. Е. Андреевой «Постмодернизм» /