Мало кто не видел знаменитую картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Мало кто из жителей России. А как на Западе? А на Западе панно Репина известно, по крайней мере, ценителям такого рода живописи, и, наверное, историкам. Надо полагать, австрийский историк Андреас Каппелер хорошо знаком с этой картиной. Почему-то его очень заинтересовала тема казачества, а может быть, она была интересна ему всегда. Как бы то ни было, он посвятил этой теме свою книгу, которая называется «Казаки. История и легенды». В ней, возможно, с запозданием по времени, Каппелер анализирует всю историю казачества и пытается ответить на несколько важных вопросов, один из которых звучит примерно так: «Что такое казачий дух»?
Возрождение казачества в России произошло в конце восьмидесятых годов XX века, уже в 1990 году в Москве казаки выбирали своего нового атамана. Как известно, в период гражданской войны в России казаки были, в основном, на стороне белых, поэтому, с приходом к власти большевиков, неизбежно подверглись самым жестоким репрессиям. Но казачество не было уничтожено полностью, более того – существовали красные казаки, или червонное казачество, которое со временем стало основой формирования Красной армии. Конечно же, Красная армия первоначально формировалась на добровольной основе, в связи с заветами Ильича, который провозгласил всеобщее вооружение народа. Однако, как показали исторические события, нужна была армия на регулярной основе. И казачество здесь было незаменимо для советской власти.
Есть разные датировки возникновения казаков на Руси. Самые ранние датировки на сегодня относятся к VIII веку нашей эры. Но обычно, или по привычке, историки говорят о начале казачества в XIV-XV веках. Наверное, чтобы прижились более ранние датировки, необходимо время. При этом археологические раскопки дают необходимые данные, так что со временем, надо полагать, возникновение казачества будет датировано ранее XIV-XV веков. Что касается первоначального состава казачества – это невероятно интересно, и об этом нет широкой информации. Казаки возникли в восточных и юго-восточных областях Руси. Первоначально казаки – это были горцы и степные народы, кочевавшие в южнорусских степях. Позже в их состав влились многочисленные беглые рабы из центральных областей России, бежавшие от крепостного ига.
Как пионеры в Северной Америке, казаки в России были первооткрывателями новых земель и свободолюбивыми людьми, которые не терпели диктата. Атаман Ермак покорил татарскую Сибирь в 1582 году, но покорение казаками новых земель и живущих на них народов было тяжелым и стоило многочисленных жертв. В 1585 году Ермак погиб, когда на его отряд внезапно напали татары. Но что в этой истории более всего неожиданно – что после разгрома казаками хана Кучума они направили русскому царю, которым на тот момент был Иван Грозный, посольство, то есть фактически передали свои завоевания царю.
Семен Дежнёв также был казачьим атаманом, и именно он обнаружил в 1648 году Берингов пролив, а уже через 80 лет после него там побывал датский мореплаватель, находившийся на русской службе, Витус Беринг. Да, конечно, кто не знает легендарного казака Стеньку Разина, который был предводителем огромного народного восстания, о котором до сих пор ходят легенды.
В конечном итоге свободолюбивый казачий дух был скомкан, смят, а где-то и подкуплен государством. Государство поставило казаков на свою службу, они перестали бунтовать и перестали быть свободными. Конечно, это произошло не просто так. На примере Ермака уже были заметны большие странности. Всё дело в патриотизме, которым оказался пропитан хвалёный казачий дух. Возможно, не стоит так говорить о всех казаках, но, видимо, о казаках по большей части. Историк Андреас Каппелер как проницательный человек это заметил и показал.
Сергей Никифоров, 2013