Быть может, это невероятно, но этот писатель популярен не только в России и ближнем зарубежье, а в совсем, казалось бы, чужой стране – в Китае. По крайней мере, его повесть «А зори здесь тихие» была экранизирована центральным телевидением самой крупной на Земле страны по численности населения. Это было не так давно – в 2005 году. А сегодня, в 2013-м, Бориса Васильева не стало.
Повесть «А зори здесь тихие» была экранизирована в 1972 году в СССР, а также ставилась во многих театрах СССР и России. Кроме этой великолепной повести, наиболее известными произведениями Бориса Васильева являются повесть «Завтра была война» (экранизирована на Киностудии имени Горького в 1987 году), повесть «Вы чье, старичье?» (фильм поставлен на «Ленфильме» в 1988 году), роман «Не стреляйте белых лебедей» (фильм «Не стреляйте в белых лебедей» поставлен на «Мосфильме» в 1980 году), повесть «В списках не значился» (по мотивам повести поставлен фильм «Я – русский солдат» в 1995 году).
Борис Васильев был фронтовиком, с самых первых дней Великой отечественной он был направлен на фронт добровольцем. В 1941-м он был в окружении, а в 1943-м пережил сильную контузию. Еще долго после Войны Борис Васильев работал инженером-испытателем гусеничных машин. Лишь в 1954-м году он уволился из рядов Вооруженных Сил, чтобы посвятить свою дальнейшую жизнь литературе. Как оказалось, это было очень мудрое решение.
Но поначалу у Бориса Васильева дела шли не блестяще. Все-таки время было непростым, советская идеология предписывала неукоснительное следование политике партии, и любая неоднозначность в творчестве расценивалась как повод для запрета творчества, – не самого творчества, а его результата. Так и произошло с пьесой «Танкисты» 1954-го года. Политический запрет ставить пьесу был болезненным, но Борис Васильев уже в следующем, 1955-м году, написал другую пьесу, «Стучите и откроется», которая с успехом была поставлена в театрах. А дальше Борис Васильев писал сценарии, повести и романы, многие из которых стали классикой военной литературы…
Борис Васильев прожил большую литературную жизнь, и его произведения оценили при жизни, что для писателя, безусловно, является дополнительным стимулом для творчества и для долгой жизни. Счастье для писателя – когда он знает, что его ценят и любят.
Сергей Никифоров, 2013