ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

теоретические и практические статьи и записи

Пишите на e-mail jamet@i.ua

Яндекс.Метрика



          Опрос ученика как форма учета навыков и знаний по математике
/продолжение 5/

 

Каковы же требования к ответу ученика у доски?

Прежде всего надо бороться с чрезвычайно широко распространенным способом ответа ученика: он просто зачитывает то, что написано на доске. Это очень грубый дефект устного ответа ученика, и учитель должен повести с ним самую решительную борьбу, требуя от ученика изложения не того, что написано, а того, почему так написано. На написанное же на доске (оно видно и учителю и ученикам класса) ученик в процессе рассказа может показывать.

Далее, ответ ученика должен быть в форме вполне самостоятельного, связного и мотивированною рассказа, Это значит, что надо всячески избегать ответа по вопросам. Это значит, далее, что в процессе рассказа учитель не должен помогать ученику. Наконец, это значит, что ученик должен не только сказать, что он соединяет отрезком прямой точки А и В, но должен указать, зачем ему это надо. Ученик должен не только сказать, что из прямоугольного треугольника ABC он по теореме Пифагора находит гипотенузу С, но он непременно должен доказать, указать, почему треугольник АBС будет прямоугольный.

Таковы требования к ответу учащегося.

Каково же поведение учителя?

Как правило, учитель во все время ответа должен хранить молчание. В исключительных случаях учитель в момент ответа ученика может изредка подавать реплики такого характера: «Почему?», «Зачем вам нужен отрезок АС?», «Почему вы утверждаете, что прямые АВ и CD буду перпендикулярны?». «Докажите, что плоскости Р и Q действительно параллельны», «Ваше утверждение неверно».

Taким образом, эти реплики не подсказывают ответ ученику, они не сводят ответ ученика в виде связного рассказа к ответу на мелкие вопросы, — они проверяют степень сознательности ответа, глубину понимания, требуют восполнения недостающей мотивировки или пресекают ответ ученика, когда последний пошел по неверному пути.

Но лучше совершенно не вмешиваться в ответ ученика и лишь после окончания рассказа поставить вопросы указанного характера, если ответ ученика недостаточно полон, если мотивировка недостаточна, или если сознательность ответа ученика вызывает сомнения.

 

Читать далее →

 


Страницы для чтения: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11