ДЕНЕЖНАЯ
ПЫТКА
Посмертные листки
Печальная девочка медленно плетётся туда,
где продают сладости, а продают их в том же магазине, где её мама покупает роскошные наряды.
Щедрая женщина настойчиво отправила своё дитя за самым дорогим мороженым, за вкусным мороженым,
- впрочем девочка его и не просила. Но мама богата - в этом богатом городе - и приходится
выглядеть щедрой.
Дитя стоит у прилавка, но ничего не покупает. Вскоре девочка
тянется обратно - в ту часть магазина, где её мама покупает наряды…
- Хочешь мороженого? - говорит мама вновь, по привычке запасаясь
впрок предметами женского туалета.
Девочка кивает. Она не способна соврать. Иногда она хочет во
всём признаться, всё рассказать маме и папе, но… как только соберётся, непослушный язык отвердевает.
- Вот тебе деньги, солнышко, иди, - отправляет мать дитя
в другой конец маркета. И дитя не может отказаться…
Она подходит к витрине. Его так много: большое и маленькое,
белое и коричневое, с вафлями и с кремом, как пирожные и как торты. На эту радость не налюбуешься,
на неё можно смотреть… смотреть и не покупать, уходить, облизывая губы.
- Чего тебе, девочка? - улыбается продавец.
- Ничего, - вздыхает ребёнок и уходит от прилавка.
Он не может больше смотреть. Из его глаз сейчас хлынут слёзы. Какая радость в том, чтобы только
облизывать свои не очень вкусные по сравнению с увиденным губы?! Но ребёнок, совсем ещё маленькая
девочка, совсем не по-детски, и как же мужественно, вынужден совершать волевое усилие - свой
мучительный, но странный, неожиданный подвиг, - чтобы каждый раз не купить и не потратить ничего,
что только получится. Родители же заняты своими делами - почти всегда, - и не знают, не видят,
что мучит ребёнка.
"Какой же вкусный, наверное, тот дядя с фруктовым чемоданом
денег и глазами из шоколада", - думает она об увиденном дяде - не иначе как бизнесмене. "А та девушка из
ореховой пудры какая!" - о той девушке-мороженом в рекламных надписях из пудры…
Она их копит. Она их складывает; ведь если будет покупать
мороженое, не будет пополнять свою ещё совсем маленькую копилку, - будет мучиться, душой. А так
- положив денежку:
- Ещё одна монетка, - скажет девочка тихо - чтобы
послушать свой голос - и чуть-чуть улыбнуться.
Пепси-Кола - раскрученная марка газированной воды,
и Пепси-Кола - ставшее обычным имя девочки - грядущее имя. Там - в обществе, где она появится на свет
- это нормально: давать детям имена, соответствующие названиям - кажется, ставших неотъемлемым свойством
каждого человека - продуктов потребления и развлечений. Такое общество - грядущее для человечества,
а не фантастика на потребу.
Путь жизни Пепси - значимый для всего необычного и вечного, что
ещё сохранилось в мире, поскольку она - хоть и маленькая его частица, но необходимая и единственная в своём
предопределённом судьбой значении. Как от единственной, от неё зависит многое; можно предположить, что от
небольшой и незаметной grain of sand зависит судьба накопленной мудрости и промысл Духа в немудром и
бездуховном мире; и следует проявить к ней сочувствие, - она сама без надежды зависима от безысходного
порока.
Как сложится её жизнь - привлёкшая и притянувшая духовные глаза
своей веригой - расскажет уходящее в бесконечное странствие время. Но дано изначально: они - Пепси и её
время - пойдут рука об руку до конца, пока не будет известно: зачем. А пока - проходят дни, недели,
месяцы - она подрастает и… с пороком сживается сильней - с пороком копить деньги.
- А что делать, если иначе не могу? - томится она, складывая
в копилку всё новые монеты и казначейские билеты. А делать неизвестно что - и она копит, не зная, для чего.
А родители осыпают её деньгами и не интересуются - им не до этого.
Пепси складывает деньги в копилку, потом вынимает, смотрит на
них, умиротворённо дышит. Так хорошо, терпимо, и она живёт…
Но вот однажды она задумывается, - сильно задумывается:
- Кому нужна эта напасть? Почему она не уходит? Почему
я не обычный человек?
Нет ответов и никто её не замечает, - у всех свои дела.
Что же остаётся сделать, как не провести эксперимент - над собой, жестокий и, возможно, чреватый плохими
последствиями - но необходимость, чтоб узнать, сможет ли она побороть порок, мешающую страсть? Может,
последняя - некий странный дефект, который стоит надавить - и он, словно раздутый прыщ, лопнет, освободив
её от своего ужасного гнёта?
Она терпит, специально не берёт деньги, не кладёт их в копилку.
Проходит буквально день и… девочку терзает. Вот результат: одышка, бледность, страшная слабость и агония
- пронзительная, как непрекращающийся вопль, агония - и хочется бежать, куда-то кинуться, исчезнуть,
погибнуть, но достать хоть грош, - самую малость спокойствия.
- Опять я должна просить у мамы, - ревёт Пепси. - Ну
всё, последний раз!
Она обыкновенно просит, мама машинально осыпает её деньгами.
И в копилке прибавляется - не только в денежной, но и в душевной, - появляется если не радость, то, на
худой конец, теплота от прояснившихся чувств, от чувства исполненного долга. Но исполнять свой долг за
счёт других - пусть и богатых родителей - это не стиль Пепси: её стиль - когда она сама.
- Если невозможно избавиться от страсти, то хотя бы честно
зарабатывать! - решает она найти подходящее занятие, которое приносило бы столь ненавистные, но нужные
зелёные плоды.
- Какая польза в этих рекламах и развлечениях? - спрашивает
себя девочка - и выбирает себе, однако, дело, достойное, чтобы спросить: почему мир старается казаться
лучше, чем он есть? Но выбрать что-либо лучшее не получается, - она ещё мала и не имеет диплома об
образовании.
- Худшее может быть лучшим, - по-взрослому замечает ребёнок.
Как настоящие воспитатели, родители убеждены, что ребёнку
необходимо получить престижное образование - и тогда его ждёт, с их точки зрения, блестящая карьера.
Примерно такая же, как у них: новичок - подчинённый - начальник. В этом цель жизни, или, можно сказать,
мечта. И родители помогут Пепси-Коле её достичь: у них есть деньги, связи, опыт, наконец, они и сами,
если так можно выразиться, корифеи заветного мира-мечты. Они завещают этот мир ей - надо только выучиться
и чуть подрасти. А уж они, со своей стороны, приложат все усилия, чтобы мечта Пепси сбылась; ведь они
беспокоятся за неё как никто другой - ну, разумеется, как и общество - ведь она официально
зарегистрированная его единица. Только за всеми не уследишь, когда таких единиц много, - конечно, не
уследишь, - и разве мало других дел, чтобы следить ещё и за этим, - ведь бывает casus extraordinarius! Внимательное
око родителей теряет из виду, что их законное дитя трудится, - теряет надолго. Внимательное око общества
закрывается на то, что дети трудятся, - закрывается навсегда. Лишь невнимательное око - чьё же око? -
видит перед собой ребёнка - видит иногда, что ребёнок трудится, и видит часто, что трудится незаконно,
не по-детски. На руках выступает пот, время становится скользким, Пепси старается, но не всегда у Пепси
получается держать время за руку крепче. А нужно успеть выполнить домашние задания: родители с трудом
отыскали квалифицированного специалиста, - кому же хочется работать с детьми? - гораздо престижней
вращаться во взрослом мире товаров и цен, услуг и излишеств, - а тот, что называется, себя продал
- и недёшево.
- Извините, мастер, я забыла.
Опять она так ответила, а ведь не забыла, а просто не
успела, будучи сильно загруженной. Где же Пепси так искусно научилась врать? Совсем нигде, - это
слетело с языка само собой - она даже не успела подумать.
- В таком случае я прибегну к помощи средства.
"Средством мастер зовёт свою электрическую палку. Это
очень больное и противное средство. Только сначала мастер достанет бутылку и стаканчик, чтобы, как
он говорит, убить чувство, - чувство только мешает занятиям… Достаёт. Теперь будет лить - сначала
из бутылки в стаканчик, потом из стаканчика в рот. Льёт. Кладёт бутылку и стаканчик обратно. А
сейчас… может, он не вынет палку??"
Он вынимает.
- На колени.
Нужно ли говорить? - Пепси знает и уже стоит, - на
миниатюрных чашечках-коленях. Нужно вытянуть руку вперёд, чтобы мастер не тянулся со своего места,
- не ему же это нужно, а ей, для её же блага - он скажет об этом, когда закончит. А сейчас мастер
подвергнет девочку наказанию - пардон, не девочку, а гориллу.
- Считай же, горилла, не я же буду.
"А как её назвать? Она же необразована, как обезьяна.
Хвалить её? За что хвалить, когда она опять не выучила?! Мастер задаёт не много. Мастер задал выучить
ряд наименований поставщиков мобильных телефонов - всего ничего. Это должен знать каждый - это основы
- без них нельзя!"
- Раз…
Каждая невыученная основа превращается в удар током по
вытянутой руке. Пепси бьют - она считает и трясётся. Завтра мастер спросит другие основы. Она попробует
снова не выучить? Мастер снова полезет за бутылкой и стаканом, потом вынет свою палку:
- На колени, - скажет он, задрав лицо кверху и сжав зубы.
Люди имеют таланты: один - к музыке, второй - к искусству,
третий - к созданию необходимых предметов. Пепси тоже - имеет талант. Многие живут и не могут разобраться
в себе, занимаясь делами, к которым не лежат их души, и порой спрашивают себя: к чему я призван? А
многие и не пытаются найти себя - они живут во власти внешнего мира.
Если люди по-настоящему находят себя в жизни, то происходит
это уже в зрелости или, иногда, в юности. Так у многих, но не у Пепси: её талант - и весьма яркий -
выражен у неё с ранних, можно лучше сказать, с натальных лет. А точнее сказать, её страсть - есть
сначала маленький ком, пущенный со снежной горы, и растущий, и растущий при движении больше.
Когда Пепси подолгу не кладёт деньги в копилку - ей очень
плохо; когда кладёт часто - чуть лучше. Но главное, она постоянно беспокоится - и будет беспокоиться
дальше, - что накопленного недостаточно. Она живёт в великой нужде, но продолжает плыть по мелководной,
недвижимо шевелящейся реке, - и продолжает плыть, несмотря ни на что и ни на кого.
Для нависшего угрожающим валом грядущего общества
характерен богатый город, где живёт девочка. Но общество неоднородно, - где-то существуют иные города
и страны, где люди бедствуют и терпят невыразимые невзгоды от проблем. Потому что город Пепси существует
неплохо за счёт тех, кто существует необходимо плохо. Таков закон общества, где есть внешнее, но нет
внутреннего.
Родители стремятся привить ей блага цивилизованного, как
они говорят, мира.
- Вот тебе кофточка, вот тебе сапожки, а вот и шляпка, -
последнее, что рекламировали! - важничает мама.
- Последний писк моды! - выкрикивает папа.
Родители стараются приодеть её, сделать похожей на всех
окружающих, сделать такой, как они сами. Но она смотрит на это, как будто не видя, - ей мило не это, ей
мило нечто ни на что непохожее…
- Спасибо, - произносит она.
Не от родителей, а от чего-то другого ей подошло бы ступать,
ей подошло бы чего-то набраться… Но как растянется время, дав ей набраться другого?
- Я не могу бросать работать, - произносит она наедине с собой.
- Я не могу бросать копить…
Трудно сжиться с недостатком - принять сознательно накопление,
висящее на шее, как громадный камень, без надежды его сбросить, и отягощающее сильнее и сильнее, - вынести
бичующую жизнь. Вокруг неё обычные вещи - одежды, кушанья, зрелища - и люди, лишённые самоотверженности;
а надо как-то жить, находить силы, поддерживать жизнь - иначе не бывает.
Настойчиво - как к последней ниточке, за которую можно
ухватиться и выйти из этого ужасного тоннеля безнадёжности - её потянет к книгам. Экономя на изучении
основ общественных наук, Пепси станет читать по ночам - для себя. Она станет читать не духовного учителя,
но прославленного в далёком прошлом властителя умов и дум ensemble des lecteurs Оноре де
Бальзака.
Как же она радуется, когда невольным чудом обнаруживает такую
важную, такую поучительную для себя книгу - "Гобсека". Она её не просто читает ради развлечения и
впечатления, но по многу раз перечитывает, каждый раз находя в ней новое и полезное, и каждый раз
поднимая свою жизненную силу той мыслью, что жил на свете ещё один человек, который копил, как она, и
не случайно попал в книгу.
"Гобсек - мой герой и идеал, к которому я надеюсь
приблизиться когда-нибудь. Ну, конечно, не в том, чтобы наживаться за чужой счёт, а в положительном. Я
лучше буду на деньги покупать разные вещи, чем бесполезно копить".
Какое-то время она пытается приобщиться к этой, на её
взгляд, положительной мысли, но время идёт - Пепси взрослеет - и девочкин романтизм уступает место
трезвому денежному расчёту, а не по годам серьёзная девушка продолжает, хотя, по её мнению, бесполезно,
но, кажется, на зависть всему миру копить.
Вот: деньги, деньги… а есть у неё что-то кроме них? И до
сих пор ведь у девушки никого: ни подруг, ни друзей, ни людей, с которыми можно поговорить. Только
родители, которые как-то вдруг просыпаются:
- Где же Пепси? Что-то давно её не видно.
- Гуляет! Она уже девушка.
- И правда, как я не сообразила сразу! Мы ведь тоже такими
были, а?
- А я уж и не помню.
- Так что ты говорил о пирожках? Это-то ты не
забудешь: вон какой живот отъел!
Родители хохочут и снова надолго забывают о Пепси. Но время
идёт и идёт, а она всё где-то пропадает, и по многу часов ежедневно. Уже и так успокаивают себя
родители и этак, но, как видно, есть предел всему, и измышлениям тоже. Становится ясно: их дочь занята
на работе - в чём им и признаётся, уже успев наработать приличный стаж.
Родители возмущены, они её ругают:
- Где это видано, чтобы с таких пор работали?
- Сначала выучись, стерва!
Дочь пробует возражать, но здесь заходит речь о деньгах
и… язык внезапно повинуется - открывается тайна. Родители неистовствуют. Дитя в слезах. И всё же дочь
чувствует себя лучше, ведь наконец смогла сказать им об этом. Однако родители о ней не думают:
- Вот зараза! Что подумают люди?
- Что-что - известно что!
- Они подумают, что мы о ней не заботились?
Боясь оторваться от общепринятого - узреть косые взгляды
людей, - родители и остальная родня отворачиваются от Пепси… и отказываются. Она остаётся совсем одна;
впрочем её душа была одной и раньше. Однако она получила солидное образование на дому, а родители
заранее, как принято в подобных случаях, застолбили ей место в университете - её внесли в формальные
списки учащихся.
Время ведёт её вперёд - проплыв, вернее даже, пройдя вброд общепринятую речку,
она окунается в солёные воды высокообразованного моря. По сути, это барахтанье ничем не отличается от
бесцельного следования обречённого общества. Пепси очень важно не поддаться, не стать "как все", сохранить
чистыми душу и сердце. Пускай она с пороком - правду она чувствует. Видя слепых и мелочных людей, она
не позволяет себе опускаться. Голову буквально забивают тяжеловесными сваями, учителя придираются в
манере домашнего мастера, ученики издеваются, но девушка не сдаётся. Она очень терпелива, и терпение
закаляет её волю, а воля не допускает соглашательства: общество продажно и тлетворно, мир - враждебен.
Ей так одиноко, что она балансирует на грани унылости и депрессии, хотя по натуре к мрачности не склонна.
И натура выходит победителем: Пепси собирает силы, отгоняет мрачные мысли, и обретает завидную
уверенность. Ведь ничего другого пока нет, - по крайней мере не видно, - значит, так нужно. Она
становится спокойнее, в конце концов, разве ещё ребёнком она не познала трудности и лишения?
Она продолжает учиться и работать и… за ней пробуют, что
называется, приударить ухажёры: она своим решительным видом внушает им - слабым и трусливым - незримую
силу. У них, как и у других окружающих, есть деньги, и они предлагают девушке сходить в кино или театр
- к вящему сожалению, лишь только думая о телесных наслаждениях - и Пепси, не зная об их низких
намерениях, всё же пробует сходить, хотя не чувствует такой потребности. Ухажёры не понимают, что
плохого в том, что деньги тратятся. Но Пепси становится очень плохо, - как во время её эксперимента,
- ей больно даже видеть, как деньги тратятся, тем более без цели. Без родительской опеки её внешность
становится не модной и не блестящей, - ухажёры сами отстают от неё. Однако девушка не теряет
аккуратность и чистоту, лишь её одежда сильно изношена, а это совсем не принято в обществе. Она
вынуждена отказывать себе во многом, и даже в необходимом, а именно в еде, поэтому часто ест тогда,
когда уже падает в обморок. А вокруг в это время веселятся, рассыпают во все стороны еду и удовольствия,
утопают в роскоши, ударяются во все тяжкие преступления против души. Ухажёры от неё отворачиваются,
её ненавидят другие девушки, - но время не с ними, оно с отторгнутой всеми Пепси.
Однажды Пепси, замученная своей отчаянной жизнью и поникшая
совсем головой, идёт, как обычно, домой - немного поспать и набраться сил на день грядущий.
Но на подходе к земле обетованной случается нечто
непутёвое: из темноты ночной улицы выступает группа праздно шатающихся и лениво сквернословящих
молодцов. Некоторые лица ей знакомы - это лица из её alma mater. Одно лицо, приблизившись вплотную,
дышит на неё перегаром и, осмелев под действием дурманных паров, заявляет:
- Ты дурочка! Ты никуда не ходишь и ни с кем не
общаешься, потому что просто недостойна этого. Ты не человек!
Парни, обступив Пепси, уже хотят наброситься на неё, чтобы
избить и извалять в уличной грязи, как она неожиданно поднимает прежде склоненную голову и каким-то
чудом преображается. Она становится выше и больше. Вместо глаз на лице загораются два огненных солнца,
из которых струятся - в невероятном противоречии с объективными законами физики - вполне осязаемые
слёзы. Её субъективные душевные слёзы и крик зарвавшимся подросткам:
- Вы, как стая кур, бегаете по земле и кудахтаете, а
расправить крылья не хотите!
Компания молодцов превращается в камень, не в силах
сдвинуться с места, - причём ближайший из них даже перестаёт дышать, - а Пепси твёрдо идёт к себе
домой, чтобы отдохнуть наконец от тяжкого дня, наполненного как насилием умственным - в университете,
так и физическим - на соковыжимающей работе.
Так она и живёт дальше - как изгой, как робинзон на пустынном
острове далёкой всему миру жизни. Вот и образовательная - университетская - составляющая последней
подходит к терпеливо чаянному концу, и Пепси сосредотачивается только на работе, облегчённо отправляя
в копилку всё новые и более крупные ассигнации. Она работает не покладая рук и зарабатывает неплохо, но
как же невероятно бедны её быт, её внешность! а к тому же её взгляд на деньги! Её безрадостный, очень
тяжёлый взгляд: накопленные деньги должны лежать в копилке, их не следует тратить ни на что, они должны
просто лежать. Лежать… почему? Она и сама этого не знает, она бы с радостью вложила деньги в какую-нибудь
нужную, полезную вещь... но их нужно копить. Она не знает почему - это идёт изнутри.
- Только складывать деньги в копилку - уже большую и толстую
- и учиться череде однообразных действий - и выполнять эти действия - и запасать бумажки. Сколько труда
- но за что? Столько бумажек - зачем? И я живу в таком обществе, для чего, почему? - пытается проникнуть
за порог неизвестности девушка.
Она рано открыла для себя книги - не тот bubble gum, что
продаётся как средство для ликвидации времени, а настоящую литературу. Чуть выдалась свободная минутка
- и Пепси уже с книгой в руках. Упорно, целеустремлённо - словно древний алхимик в поисках философского
камня - она охотится за позабытыми знаниями…
- Я найду то, что ищу, - я чувствую, - только надо искать
лучше, - кажется, чем непопулярнее и старее сочинение, тем оно глубже, - тем больше в нём сокрытого,
утерянного.
Случаем она извлекает откуда-то Апулея - его "Золотого осла".
Для неё это действительно золотая находка, - сама себе она представляется весьма схожей с ослом, только
золотым ли?
- Может, и не золотой, а с деньгами. Наверное, Милон бы это
одобрил и сразу призвал бы Фотиду. Но почему Фотиду? Скорее всего, какого-нибудь молодого человека.
Только зачем ей такой скромный подарок? Если бы жила в то время
- да при её-то деньгах, - могла бы позволить самой себе владеть множеством таких молодых людей…
- Ну нет, рабов бы я держать не стала - кажется, и сама как
раб, - а если бы могла не копить деньги - отдала бы их все за бесценную свободу.
Поразительно, она ходит в обносках, ест самую дешёвую пищу,
отказывает себе даже в сущей мелочи. "И это только ради того, чтобы положить очередную бумажку в такую
ненавистную копилку!" - тяжело вздыхает девушка, наблюдая вокруг себя привычно всем довольных и беспечных
персоналий, которые, однако, как на подбор, похожи друг на друга своими нарядами, хождениями в рестораны
и кино, ездой на дорогих авто и прочими удовольствиями роскошной жизни.
- Вот общество, где нет нищих, - рассуждает наедине с собой
Пепси, - но где же богатство человека в запутанном клубке излишеств?
Ей так хочется увидеть, услышать саму личность, а на неё
смотрит огромная армия одинаковых судей и то и дело утверждает один и тот же приговор: "Белая ворона!
Дурочка! Полусумасшедшая!" Только некоторые, застигнутые врасплох возмутительной непохожестью девушки и
поставленные поэтому в тупик, удивляются: "Что за аскетизм?" Но, как правило, спешат сразу же забыть
невыносимые своими далекоидущими последствиями мысли и, обретая привычную безмятежность, дать заключение:
"Слишком усложнённый ум!"
Ум ей действительно приходится частенько занимать непростыми
задачами, ведь она и вправду на что-то надеется, и значит требуется решение скопившихся - по примеру денег
- наболевших вопросов. И, оказывается, постоянные нервы в борьбе с неиссякаемой страстью и мучительное
одиночество, вызванное единством с этой же страстью и разобщённостью c обществом, выражают не только
порядком забытый диалектический смысл, но и желание пообщаться с не менее забытыми в далёких безднах
прошлого учёными мудрецами и религиозными героями. Только как это сделать, если не найти сокрытые от
обычных взоров, но оказывается, что открытые для Пепси толстые, покрытые глубокими пластами пыли
фолианты? Девушка находит два интересных манускрипта. Они отпечатаны в старинных типографиях - не чета
новейшей цифровой идиллии, - и после кропотливой санитарной обработки являют взору свои названия:
"Библия" и "Сочинения Рудольфа Штайнера". Библия кажется довольно скучной по сравнению со второй книгой,
но всё ж таки и она любезно предоставляет Пепси некоторые ценные ресурсы. Девушка открывает для себя
историю сотворения мира и жизни на Земле. Она знакомится с Адамом, Евой, Каином, Авелем, Ноем, а также
с другими оригинальными людьми и идолами сокровенного сказания. Правда идолов всего трое - Отец, Сын и
Святой Дух - и Пепси кажется это слишком упрощённым; она же чувствует, что должно быть многообразие,
должна быть жизнь яркая и красивая хоть где-то, - если не здесь, в столь прогнившем сарае, то уж тогда
там, в мире ином. К радости, вторая книга подтверждает её догадку. Сверхчувственный мир - именно так он
в ней назван - населён бесчисленным сонмом духов, сил и божеств. Даже у человека есть целых три души, -
одна совершенно отличная от другой, - что уж тут говорить о богах! И Пепси, как девушке не знакомой с
довольно грубыми излишествами, суждено проникнуться глобальной сущностью сверхчувственных исследований
учёного Рудольфа. С этого момента она начинает свой путь в мир Духа.
Из девушки она превращается в женщину. Работа приносит
свои зелёные плоды - и будет приносить дальше, пока она будет работать.
"Я уже накопила достаточно, чтобы купить самолёт, - думает
женщина. - Только он не будет нужен, не порадует своим полётом, ведь я даже не Гобсек, - у него деньги
воплощались в вещи, - у меня деньги как бумажки и больше ничего".
Она заходит в столовую во время недолгого перерыва в
работе, ей бы только немного покушать и выпить воды. Взяв поднос, она подходит к буфету.
- Что желаете? Королевский бифштекс? Филе бизнесмена? Салат
миллионера? - деловито осведомляется продавщица.
- Тарелку супа и компот, пожалуйста, - говорит Пепси.
Она несёт поднос к одинокому столику в самом конце зала. Но
несёт она поднос не так, как другие, - развернув его по длине и задевая подходящих к буфету людей,
- узким, не мешающим боком женщина выносит поднос к столу.
"Кажется, люди тоже могут не мешать другим, вынося подносы к
себе. Они не заметили, как это делаю я? У них в руках подносы с едой, они сейчас пойдут за столики, но…
если они не возьмут их так… то они обречены".
Пепси закрывает глаза от неожиданной мысли, не увидев, как люди,
выносящие к столам подносы, задевают других, подходящих к буфету, блюдами еды.
- Куда вы прёте?!
- А вы куда прёте?!
Как это больно, что слышит она.
На работе она достигает успехов, потому что она упорный и
целеустремлённый труженик, а университетское образование позволяет быстро взбираться по лестнице
должностей; и это даже несмотря на отшельнический характер Пепси, - последний совершенно безразличен
давно закосневшей от нагромождения законов и инстанций системе организации труда. И Пепси приободряется
- она предвкушает намеченное повышение. "Adieu, моя попутчица, скупая беднота!" - там, на высокой
должности, зарплата увеличивается в поистине геометрической прогрессии! - Однако быстро принимает
задумчивый лик, и вот уже грустит, уже на грани депрессии, будучи сильно раздосадованной. Чем же? Да
тем, что она не любит власть и не хочет становиться выше других. "Это была бы ещё одна мука", -
предчувствует она - поэтому от карьеры планирует отказаться, - хотя… план не всегда выполним для
натуры, которую она в себе чает.
- Читая и размышляя, я постепенно куда-то иду, - куда? -
не знает женщина, пока ещё ничего не знает, а прожила уже, поди посчитай, добрую половину жизни…
Но она чувствует, что куда-то идёт - и идёт довольно быстро, и
по мере наполнения своей уже огромной копилки она вырастает в стремлении ко всё более настойчивому, всё
более и более грандиозному накоплению.
- А до чего это доведёт? Где же конец этому? Где
избавление?..
Она по-прежнему томится, и даже обращение к духовному миру в
данном отношении не изменило её душу. Страсть по-прежнему не отпускает и накопленного кажется всегда
недостаточно.
- Я уже устала бороться с собой… Может быть, и не надо?
- застывают в глазах Пепси слёзы.
Всё же Пепси вступает на высокую должность на работе. Потому
что у неё появился друг - от частых размышлений над своей страстью и над возможностью выхода у неё в душе
заговорил скрасивший её одиночество внутренний тембр. Он ей помог, убедив, что так будет лучше; она больше
не возражала.
Её денежный доход существенно возрастает, и будет возрастать
и возрастать… Только души это как будто не касается - душа не знает покоя, а Пепси, кажется, должна к
страданию привыкнуть - но она не привыкает; она слишком чувствительный человек.
И Пепси следует рука об руку вместе со временем, занимает
должность ещё выше, а потом ещё выше. Её доходы возрастают неимоверно, она уже не молода, она всё
куда-то идёт, но в чём же её развитие, каков её путь? До сих пор женщина очень бедно одета и бережлива
в быту и еде.
Она до сих пор восклицает: "Хоть денёк бы пожить!" - потому
что ей плохо; но она теперь не борется с собой, не старается избавиться от страсти, не плачет потому, что
другие живут не так. Ей плохо оттого, что накопленного, как и раньше, недостаточно, хотя давно
перешагнуло… какой уже предел?
- Денег вполне хватит на десять самолётов, или на сто поездов,
или на тысячу грузовиков, - считает женщина. - Только зачем они мне? Куда я поеду со всем этим
хозяйством?
И всё же она не теряет последнюю надежду - её она связывает
с развившимся у неё от стольких раздумий и представлений внутренним тембром.
- Это он говорит, он шлёт мне мысли о транспорте, - уже не
молодая женщина начинает понимать в чём тут дело.
Она неплохо начитана - и больше в важном, в духовном, - она
понимает, как всё происходит: мысли, что ей шлёт какой-то человек, - лишь образ.
"Но образ чего?" - этого она пока совершенно не
представляет.
Но у неё есть отчётливое, пронзительное чувство: развившийся
и говорящий с ней тембр ведёт её к очень ценному и, возможно, главному в её страдальческой жизни.
Её денежная страсть достигает отчаянного крика, - ещё никогда
она не знала таких мучений! Она думала, что когда-то ей было нестерпимо? Она ошибалась, бесконечно
ошибалась, ей становится настолько дурно, что ей придётся бросить работу - чтобы в одночасье умереть!.. Да
и она уже давно не молода, ничего она в жизни полезного не совершила, к чему ей дальше жить? Ей приходится
совершать подвиг, от времени длящийся подвиг, который не имеет конца... Но к чему ей подвиг, когда люди
уходят всё больше в какую-то чёрную бездну, в некий замкнутый и пугающий круг?! Всё равно её никто не
оценит, она никому не нужна - "нет, нужна!" - из души вдруг звучит внутренний тембр, - чей же он?
Она ждёт ответа… А работать ей страшно тяжело, ведь страсть её
не покидает - ещё как не покидает! - и вообще, ей трудно понять себя. В ней опять, как всегда что-то
борется, воюет, ей кажется это диким, далёким от разума, она просто не понимает, как выпутаться!
- Где же ты, тембр? - будто вопрос перед смертью.
"Где и был", - сразу ответ. Милый тембр… а кто знает, возможно,
она сама его вообразила? Но нет, она ещё не сошла с ума.
- Со мной, - всхлипывает женщина - и высказывается: - Моя
жизнь подходит к концу, ведь уже скоро я превращусь в старуху, но я не хочу умирать, прожив - нет,
просуществовав, как узник концлагеря - всё это время в таких условиях!.. Я хочу умереть сразу.
"Успокойся, пока тебе ещё рано думать о смерти, - произносит
в её душе внутренний тембр. - Твоя старость ещё не пришла, и - чтобы выпутаться из незаслуженного положения -
тебе нельзя сдаваться. Напротив, сейчас тебе необходимо собрать все свои волевые усилия в одну могучую
волю - и не сдерживать их, не выливать их в ненависть к деньгам и в отрицание богатства и праздности
- а направить на созидание".
- Что же здесь созидать? - поражается Пепси. - Весь мир,
который меня окружает, добровольно утопает в гибельном омуте. Все стремятся к развлечениям и деньгам, а
они ведут к ужасным последствиям, в конце концов к гибели.
Внутренний тембр соглашается:
"Хорошо, все - или почти все - люди заражены этой несчастной
болезнью, которая ведёт к войне и гибели. Они развлекаются и тратят деньги, не замечая, как ничтожен их
образ жизни, как они духовно падают…"
Женщина подхватывает:
- Да, и они слушают музыку, читают газеты, смотрят фильмы,
которые, уничтожая их души, говорят им: не останавливайтесь, продолжайте раскачивать сук, на котором
сидите, возьмите деньги и продолжайте! - это так легко: разрушать, без души!.. Посмотри, к чему обратили
природу, - обращается женщина к тембру. - За деньги можно вести военные игры и её просто взрывать.
"Хорошо, они взрывают - но никто не созидает, они ведут войны
- и тратят деньги…" - обращает внимание тембр.
- Для чего они изобретены - деньги! - женщина не в силах
равнодушно внимать о наболевшем. - Я слишком хорошо - на себе - знаю, какое это зло, и страдаю, и,
кажется, страдаю за всех…
"Всё так, - соглашается внутренний тембр, но стоит на
своём: - Только отвлекись от этого, подумай о том, что одним отрицанием ничего не изменишь. Отрицанием
только озлобишься, а выход не найдёшь. Подумай лучше, сколько денег уже, на что их хватит?"
- Думаю, уже хватит на космический корабль! - непроизвольно
вырывается у Пепси. - Но причём здесь космический корабль? Если это лишь образ, то образ чего? - не может
понять сразу она.
"Погоди рассуждать о "высоких материях", - направляет её
тембр. - Лучше подумай - постарайся понять! - станет ли тебе плохо - как это всегда было с пустыми и
обычными тратами денег, - если купить на всё состояние космический корабль?" - ведёт её в дальние области
тембр.
Пепси постарается, конечно, размышлять и о "высоких материях",
и о судьбе человеческого общества, без всякого декорума, вступившего в конечную стадию бесцельного
существования, - время ещё наградой предоставит ей такую возможность как человеку уже опередившему его,
достигнув осознания конца. Но сам грядущий конец ещё не достигнут - а тем более ещё осталось подумать о
том самом - наболевшем и сущностном, что заставляет терзаться в душе. Нужно ли критиковать и бичевать
свой и чужие недостатки? Разве они исчезнут, если подойти к ним так? Конечно очевидно, зло и насилие не
поднимают человечество - тем более, когда оно загибается всё ниже.
В душе есть невыразимое чувство печали за человечество.
Внешняя жизнь пытает внутреннюю, пока та не проснётся. А она, кстати, сама уже открывает глаза:
- Раньше люди умели сосредотачивать волю, - от тех
людей остались лишь упоминания в книгах, - они только потом стали другими, - это атланты, забытые всеми
- или почти всеми - герои ушедшего века.
И Пепси, подумав о прошлом и собрав всю накопленную волю
- а ведь у неё это получается! - наконец-то оставляет работу и больше не кладёт деньги в свою донельзя
измучившую её гигантскую копилку, - женщина целиком и полностью сосредотачивает взор на душе.
- Я думаю, мне станет плохо, - сначала выносит она.
"А может быть, ты привыкла так думать?" - замечает ей
внутренний тембр.
И Пепси пытается почувствовать вновь; и вот уже
находит ценную вещь на пути:
- Я чувствую, в самом деле, что мне будет хорошо, - не
верит она самой себе. - Будет очень хорошо! - чувствует она столь долгожданное блаженство. - Но
почему корабль? Разве я мучилась и отказывала себе во всём только ради того, чтобы купить космический
корабль?
"Да, - говорит ей внутренний тембр из глубины души. - В нём
ты должна лететь..."
- Лететь? - ей трудно поверить, и как же об этом узнал тембр?
- он не может всё знать… так значит, они общаются с помощью силы свыше?
Тем временем в обществе готовятся войны. Не всем шикарно
живётся, - одни, безмерно злые на других, собирают оружие, угрожают
другим - и эти последние in the beginning… уже планируют широкие, поголовные истребления вирусом, и
don’t think of the end, или всё так быстро, что куда там! Грязные и лживые политики накаляют страсти, а
народы впадают в ненависть по любому поводу.
Что ж, лишь один человек чувствует время, которое наконец-то
приходит для мирного дела! Зачем оставлять большую, как цистерна с горючим, копилку? Почему не купить
на все накопленные деньги огромный, как настоящая гора, космический корабль?
И она его покупает и, хотя не собиралась летать и не думала
никогда, что так легко, словно пчёлка, найдёт то, что искала, - чувствует, что страсть наконец-то покидает
её, - страсти уже и нет! Пепси долгожданно вздыхает - вздыхает не тяжело, как раньше, а свободно и
безмятежно. Она может не беспокоиться за деньги - они её никак не привлекают, у неё впереди ещё
космическая жизнь.
Пожилая женщина гуляет среди редкой земной природы и размышляет
- нет, не об обществе и человеческих недостатках, - и человек и общество себя заживо похоронили, пойдя по
оторванному от природы и безвыходному пути.
- Мне вспоминается Дев дхарма, - женщина прежде читала
"Природную книгу". - Я тогда с природой гулять не могла. Время создало её, а также человека, но человек
уничтожил своё прошлое и будущее, и, получается, человек погиб.
"Забери меня с собой!" - природа как будто с ней
разговаривает.
- Ты? Я, конечно, возьму. Ты - нужная и милая субстанция,
которая может радовать и изумлять, но люди почти всю тебя уничтожили! Они безумны и несчастны, они
думают, что развлечения и суета подарят им всё, но где они окажутся без смысла и без воли, без
бытия?
Пепси гуляет по островку гармонии и встречает чьи-то глаза.
- Меня зовут Нокиа, - подходит к ней мужчина, говоря эти
слова тем же самым тембром, который так долго не выходил у неё из души.
Как они могут встретиться? Не посредством человеческих
недостатков. Да, это невероятно, но происходит: их соединяет Дух.
Но по загубленной Земле уже бежит, срывая тесные вериги, злобный
вирус - нацеленный на человека, не щадящий мозг, ни душу, ничего, нисколько; он проникает вглубь, вгрызается
и поражает - дерзко, быстро - по воздуху, в молекулах бежит - и невозможно гибельный процесс подобно
карантину изолировать и победить. Лечить ещё возможно - только время! - а время ускользает - а вирус
без слабин - а человечество купается во внешнем мире; внутри - чудовищная пропасть, - вирус поражает
изнутри, - вовне не существует способа защиты - чем дольше вирус держится, тем меньше шансов его
остановить…
Кто изобрёл его, смертельный вихрь, - великий и прославленный,
священный Regius Spiritus, умнейший человек! Чем доказал, что мозг его ничем не превзойти! Но эволюция зашла
туда, откуда нет возможности проблему идеальную исправить, - как невозможно превзойти систему без изъяна, и
заражению нет никаких преград… Вот человеческое стадо: один, второй и третий среди других. Один из
многочисленных, что постоянно проводили время в суете, - выкатывает на крышу военный пулемёт. Второй
вытаскивает большой копьеобразный нож. А третий, не найдя другого, хоть бы камень - и бежит - в нём вирус
злобы то бежит - быстрее к человечеству, к толпе, к незаражённым! Зачем - бежит? Чтобы им головы разбить!
Тем самым сообщив о том, что с миром будет: о новости, религии всеобщего безумия! И, следовательно, бить
как можно яростней, сильней удары нанести, убить, в кровь размозжить что есть живое! А если станут все
безумны - то зверство можно оправдать: ты должен убивать, а то убьют тебя!
Нелепый ворох крючкотворных оправданий! - сгодится он для
прошлых преступлений! - безумным нет нужды оправдывать и объяснять! - они кидаются, дерутся на зависть
зверям-хищникам, рвут на себе одежду, мечут камни, стреляют и взрывают пачками людей… Чу, слышны выстрелы:
то с крыши дома пулемётчик расстреливает многолюдную толпу, ничуть не сомневаясь в правильности, даже более:
расстрел становится его нуждой. И люди, вся толпа, бегут, и кто-то заражён, кидается брат на сестру, отец
на сына, кровь разливается повсюду, крики, стоны, вой, - полиция бессильна - полиция ведёт борьбу сама с
собой, - как пушечное мясо, уничтожаются людские толпы, - без сожаления, без разбирательства, без звания
и ранга… Но кое-где безумие воздействует иначе на народы, которые воюют по старинке: тот - супостат, здесь
- брат. Однако лишь вначале: ведь эволюция, прочь старые порядки - мозг и безумие должны всё превзойти!
И миллионы, миллиарды, горы трупов! Ты - брат? Что ж, некого решить, - умри!
- Какой кошмар! Ты помнишь Ноя? - мужчина ищет глаза женщины;
она, конечно, о Ное читала, ища избавления от порочного, как всегда казалось, накопления денег.
Пепси понимает лучше многих и незадумывающихся; она ещё не
сошла с ума, как и рядом находящийся пожилой и также исстрадавшийся человек. Нокиа имел точно такую же
страсть к накоплению всю свою жизнь, и был точно так же невыносимо одинок.
Они мгновенно собираются: время открывает для них
неожиданный феномен - оно растягивается для них неимоверно, долгие сборы превращаются в объективно
текущие считанные часы.
Безумцы их выслеживают и угрожают смертью, но всякий раз время
на стороне Пепси и её сообщника Нокиа. Время так же тормозит чужих, как подгоняет своих.
Если деньги Пепси были вложены исключительно в новейшую модель
корабля, то Нокиа жертвует все сбережения на сборы: они не могут улететь просто так, взяв только такие
ненужные вещи, как самих себя. Им нужно забрать с собой в космос множество интересных вещей: всё, что есть
лучшего, даже мелочь недопустимо забыть. Они не забывают даже мелочь, кроме людей.
- Их можно забыть?
"Их можно забыть", - произносит голос Духа в их душах. Голос
Духа и мягкая сила…
Они оставляют безумцев на Земле. И, надёжно укрыв шедевры
сотворённого, в том числе первую маленькую, но незабываемую копилку Пепси, в корабле, и, прежде чем время
устремляется вперёд, они прощаются с Землёй… и оставляют её, прощаются с ней навсегда.
Тот пулемётчик, что стрелял и убивал десятками мятущихся
собратьев, слезает с крыши, чтобы взять ещё патроны, по-новой накосить толпу; его встречает тот, кто выжил
после града пуль: перерезает глотку сжившему толпу, затем бежит по улице, заходит в дом, увидев деток,
избивает их, ломает им предплечья и суставы, руки, ноги, они вопят, а он не слышит, он разрывает их
одежду, водит по телам ножом, кромсает, режет и смеётся, вытаскивает внутренности и бросает их по дому,
потом, в нужде безумия, бросается из дома, чтобы попасть ещё в другой, убить, зарезать, - но его решают
и того быстрей: проломлен череп, камень брошен вниз. Родитель деток думает: "Кого ещё убить, где ходят
люди?"
Голодный вирус накрывает прежде тихие районы… Масштаб был
невелик, но вот: один, два, три часа, - возрос уже в разы, и видно, скоро уничтожится безумием планета,
людей не станет, не станет мира, - свирепеют люди, применяют не только пущенные пули, камни, сталь, но и
накопленное в гонке мира гибельное для всего живого средство: военачальники командуют, и ядерные взрывы
усеивают планету, как многочисленные поганые грибы… Уничтожаются картины, книги, музыка - и всё самое
нужное, ценное, без чего человечество обречено на забвение, - настолько людьми завладевает ненависть ко
всему, что не относится лично к ним, - как они в безумии утверждают, уничтожают, сжигают и ломают.
Но Пепси и Нокиа уже оторвались на космическом корабле от
Земли. Им плохо и как же горько, но выбора нет. Хотя бы они могли копить, - без такого плохонького, но
всё же raison d'etre у них бы не было ничего, - была бы смерть от ножа или пули безумца после
бессмысленного и номинального бытия.
Когда космический корабль с пожилыми и сбежавшими из
сумасшествия людьми и всем необходимым на борту удаляется на безопасный простор от планеты, на Земле
гремят взрывы такой страшной ярости, что даже корабль содрогается, а старики, выглядывая в иллюминатор,
плачут. Их чёрная как уголь планета разлетается на куски! Земли больше нет. Горящие глыбы и газ летят
во все стороны, а на месте Земли вскоре будет открытый вакуум… Была планета. Были люди. Никто теперь,
кроме них двоих, не засвидетельствует и не поплачет о том, что было когда-то такое существо… человек.
И это существо когда-то мечтало переселиться на другие планеты, покорять космические просторы, жить,
вечно жить… но не повезло. Человек сам виноват. Поделом же. И жестоко, и правильно.
Пепси-кола и Нокиа остаются единственными, и даже время
ушло вперёд, а Дух приносит веяние близкого завершения их миссии. Что, жизнь уже завершена?
А не потерян только Дух, но человеку пришёл конец. Слишком
долго последние люди пробыли на Земле, она пропитала их ядом, она внедрила в них вирус, прежде чем
стала сама мертва. И вот уже безумие подбирается к одному из последних людей.
- Я хочу секса! - хватает её Нокиа и опускает насильно
на диван в корабле.
- Но я не хочу, - возражает Пепси.
- Цыц, стерва! - кричит мужчина и начинает срывать с неё
одежду.
"Вирус добрался до него!" - в ужасе думает Пепси - и она
вырывается из его рук и убегает в самую удалённую рубку.
Нокиа смертельно болен, - у него пена изо рта и
покрасневшие глаза; он бежит за ней и забегает в рубку, - Пепси успевает поставить ему подножку, безумец
падает, а она бьёт его сверху своей первой копилкой, которую взяла с собой на память. Копилка
разлетается вдребезги; мужчина - у её ног.
Пепси запирает его в удалённой рубке, но что с ним
делать? Она снова одинока, и снова знакомый тембр говорит сквозь её душу. Но нет, не знакомый, а уже
неземной. И он объясняет, как ей поступить.
Несчастный Нокиа лежит, как покойник. Она не убила его? -
сейчас это мелочь… Она усаживает его в капсулу, чтобы запустить из корабля. Нет, пока он всё-таки жив.
Пока… Он приходит в себя перед полётом к не оставляющему шансов Солнцу и начинает биться лбом в
капсуле, напоминая и ей, женщине, что безумие совсем близко. Когда оно придёт за ней? Она выпускает
капсулу в небытие.
Её корабль летит через Вселенную. Она единственный выживший
человек. Она должна добраться до иных рас. Она должна успеть перед тем, как безумие уничтожит её: к
гуманоидам, способным проникнуть в тайны и оценить искусство, музыку, книги, картины, - немногие
ценности из всего, что успел сделать за свою недолгую жизнь человек. Если она их доставит гуманоидам
- наверное, те оценят тот труд и всё лучшее, что осталось от человечества. Если успеет.
Но приходит её час - слишком быстро, чем можно было ожидать.
Безумие подступает совсем близко… И она садится в капсулу, и запускает её к большой звезде. Ей осталось
недолго. Прежде чем безумие поглотит её, она сгорит на Солнце. Корабль будет дрейфовать без людей.
Может быть, его обнаружат гуманоиды и познают тайны человечества? А она уже чувствует жар. Безумие не
успеет. Нет, не успеет, ха-ха… Солнце - это спасение, это огонь!..
Капсула начинает гореть и плавиться. Быстрее, быстрее -
сгореть!.. Как жарко, а-а!.. Она, как дополнительный горючий материал, подкидывает свою маленькую долю
в огонь - свой незаметный грамм… И только образ Духа остаётся от ушедшего в последний и неизбежный путь человека:
"Солнечной энергии всегда больше, чем энергии развалившегося старья".
|