Задача дадаиста Курта Швиттерса была в том, чтобы с небольшой иронией, с небольшой серьезностью послать зрителю расположенное на нескольких уровнях идейное представление, раскрывающееся в частях художественного изображения сквозь взаимодополнение слов и образов, сквозь перемещения от конкретных фактур к податливой, абстрактной формуле, к самому смыслу. Задача более чем непростая, хотя, возможно, на первый взгляд она кажется не такой сложной. Что сложного, кто-то скажет, составить коллаж? Вообще, так можно сказать обо всем, если придерживаться взгляда обывателя. Но если попробовать составить такой коллаж, вряд ли получится интересно, как у Швиттерса.
Целью «Новых реалистов», как правило, являлось не в пример менее амбициозное стремление: представить, а затем и продемонстрировать, что отработанный мусорный балласт жизни мегаполиса можно пустить на повторную, уже на этот раз художественную утилизацию.
Одна из самых ранних новореалистических выставок прошла в 1961 году, ее представлял Даниэль Споерри, составив ее из «tableaux-pieges» или «objets trouves au hasard sont fixes tels quels», иначе говоря, демонстрируя «полотна-западни» или «случайным образом найденные объекты, случайным образом и закрепленные». Как выражался сам Споерри, его манила действительность, увиденная в постоянстве мелкого разряда частиц, даже доходя до хлебных крошек. Цели этой соответствовали вертикально стоящие столешницы с закрепленными на клее разнообразными предметами, увиденными на столе в час после еды, — стаканами, пачками сигарет, бутылками и прочим.
С методом «вертикализации» обычного горизонтального мира вещей мы уже знакомы, в частности, это было в комбайне «Постель» Раушенберга. Впрочем, притязая на полную меру подлинной экспрессии, Даниэль Споерри, отличаясь тем самым от Раушенберга, намного более оторван от реальности и художественен. Он выстраивает посредством вещей изумительную абстрактно-экспрессионистскую структуру. Искусство в этом случае становится своеобразным пластическим фильтром для очистки или нейтрализатором жизненной болезнетворности, опробованным ироничным, чувствующим и талантливым композитором-специалистом.
В самом деле, ироническая стойка художника, выдающего за произведения искусства отбросы своего банального обеда и делающего этот жест миру, где опять в моде старинные предметы, современные автомобили и прочие реальные ценности, — эта ироническая стойка есть то основное, что придает «ловушкам» Даниэля Споерри неформальную связь с социальной действительностью, которую их задача уловить. То исключительное, в чем состоит отличие этих «натюрмортов», ставящих вопрос о предмете как «вечной жизни», от бесплодности гербариев.
Сергей Никифоров / переложение гл. «Новые реалисты»: музеефикация отбросов европейского урбанизма» из кн. Е. Андреевой «Постмодернизм» /