Теперь у Холлека оставалась последняя надежда: прибегнуть к помощи его друга, гангстера Джинелли. Последний, как и ожидалось, устроил настоящий ад цыганам, убив их собак, скрутив одного, вырубив прикладом автомата другого, устроив стрельбу и перепугав весь табор. Джинелли пригрозил устроить вообще поголовное убийство родственников старого цыгана, если он не снимет проклятие, — по крайней мере, это так выглядело, на самом же деле Холлек не хотел, чтобы кто-то из цыган пострадал. И действия гангстера возымели силу — Тадеуш согласился, наконец, снять проклятие. Он встретился с Билли в парке. (Во время этой встречи цыгане убили Джинелли, который сидел в своём автомобиле неподалёку.) Худеющий сказал цыгану примерно следующее: то, что он уже пережил — это справедливая расплата за содеянное, таким образом, это своеобразное равновесие, поэтому нет смысла убивать его. Старый цыган ответил, что справедливости, равновесия не существует. Тадеуш приказал Холлеку размотать бинт на ране и передал ему нож. Билли, всадив нож в заживающую рану, выпустил свою кровь, а с ней и проклятие, в принесённый цыганом пирог. Чтобы окончательно избавиться от проклятия, Билли должен был скормить этот пирог кому-нибудь другому, к которому бы перешло проклятие, так как оно живое и исчезнуть насовсем не может. Холлек приехал домой и, убедив жену, что с ним уже всё нормально, что он поправляется, решил скормить пирог ей — ведь она делала рукоблудие, а потом ещё и хотела запихнуть его насильно в клинику. Отдав ей пирог, он пошёл спать. А когда проснулся — о ужас! — увидел, что в раковине были две тарелки и две вилки, а это означало, что пирог ела не только его жена, но и любимая дочь. Недолго думая, Билли сел есть оставшуюся часть пирога… убивая наконец-то и себя.
Повествование изначально апокалиптично, напряжение нарастает постепенно, по мере похудения Билли. Одна из главных идей произведения – если не главная – оказалась пророческой, а именно: восстановление справедливости по отношению к угнетаемым (цыганам) путём кары угнетающего (американца-обывателя). Можно мысленно вернуться к событиям одиннадцатого сентября 2001 года в Америке, хотя это слишком жестокая кара… Но всё же что-то в этом есть. Произведение говорит ведь об этом. Построено произведение оригинально. Оно ведётся от лица главного героя, который постоянно возвращается в своих мыслях к одним и тем же событиям — наезду на цыганку, прикосновению Тадеуша и так далее. И, возвращаясь, Билли постоянно вспоминает новые детали, постоянно открывает новый смысл случившегося. Кроме того, он постоянно видит кошмарные сны с участием цыган. Что уж там говорить, Билли — типичный обыватель, каких сегодня абсолютное большинство. И в этом произведении показана вся мерзость обывательского сознания Билли — его лицемерие, моральная ничтожность, ненависть даже к собственной, «любимой», жене. Впрочем, и окружающие его люди — такие же обыватели с такими же недостатками. Однако ближе к концу произведения Билли понемногу прозревает, и, так как сам страдает, начинает буквально врубаться в несправедливость, в страдания других людей. Таким образом, страдание преображает его, но всё равно что-то не так, всё равно Билли остаётся во многом испорченным, ведь у него остаётся стремление мстить, и, в конечном счёте, он губит и жену, и дочь, и себя. В конечном счёте он не проходит испытание, потому что пройти испытание он мог только мужественно умерев, неся на себе, как свою ответственность за содеянное, своё проклятие. Вместо этого он губит и себя, и других. И в этом заключён глобальный смысл, ведь мир состоит из обывателей, которые действуют точно так же.
Сергей Никифоров, 2012
Страницы: 1 2