Но что такое сущность, если она реально никак не является, и явление как нечто реально отличное от сущности вообще отсутствует? Ясно, что такая сущность превращается в абстрактную мыслимость, в абстрактное понятие.
А. Ф. Лосев
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, наблюдая за сложным и неоднозначным ходом существования и развития государства и его идеи, можно обнаружить серьезные несоответствия и даже противоречия между юридической теорией и жизненной практикой. Наверное, для многих не будет откровением то обстоятельство, что существуют два государства, очень разных и очень непохожих друг на друга.
Первое государство — «теоретическое», которое заявляется осуществляющим публичную власть в интересах всего общества, организованным на правовых началах, преодолевающим социальные противоречия, охраняющим права и свободы человека, обеспечивающим сохранение мира и оборону населения от нападений других государств, поддерживающим международные связи и т. д1.
Второе государство — «практическое», которое является ответственным за все усиливающийся огромный экономико-социальный разрыв между отдельными слоями общества, не соблюдающим многочисленные гарантированные права и свободы, порождающим войны, коррупцию, терроризм и притесняющим население, обеспечивающим собственное существование и функционирование любыми средствами и т. д2.
Очевидно, что на подобную «раздвоенность» государства не следует закрывать глаза и традиционно говорить, что под влиянием прогресса «отрыв» государства от народа сокращается, происходит его постепенное «приближение» к интересам личности и общества3. Увы, действительность не обмануть, а она то как раз свидетельствует об еще большем «отрыве».
Таким образом, многие теоретические основы существования и функционирования государства, носящие в определенной степени апологетический характер, не соответствуют истинному положению вещей и поэтому, возможно, покоятся на ложных логических и нравственных посылках. Учитывая же то, что серьезная и обоснованная критика позволяет не только посмотреть с критической точки зрения на государство и задуматься над возможными проблемами его теории, но также найти ошибки, пересмотреть некоторые положения, и в итоге произвести соответствующие изменения в области практики, — такая критика необходима и полезна.
По моему мнению, именно либертарные взгляды Михаила Бакунина в их «критикующей» части могут помочь в подобном критическом анализе ряда положений теории государства и права, поэтому исследование его доктрины имеет важное теоретическое и практическое значение.
Необходимо отметить, что в нашей стране (и частично за рубежом) в течение довольно-таки продолжительного времени воззрения русского теоретика анархизма не только самым откровенным образом искажались, толковались заведомо тенденциозно, причем серьезное исследование постоянно подменялось наклеиванием заранее данных классиками марксистской идеологии ярлыков и штампов, но и просто замалчивались4. В настоящий период положение несколько изменилось в лучшую сторону, однако глубокое и многогранное рассмотрение учения Бакунина все же до сих пор остается не актуальным либо в виду сложившихся на протяжении десятилетий стереотипных представлений, либо в силу господствующих идеологических стандартов.