ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ
При виде обновленческого движения в церкви вещие прорицатели пугают легковерных людей призраком раскола 1667 года.
Сами каркающие обычно говорят не продуманное, не выстраданное, а слушатели повторяют чужие слова, словно младшие дети за старшими. Из слухов, наветов и сплетен составляется общественное мнение и забрасываются грязью добрые порывы.
Такое отношение к текущей действительности порождается темнотою религиозных кружков и отсутствием среди верующих потребности разумного отношения к мыслям и словам окружающих.
Название членов религиозных общин овцами является не простым уподоблением, а, вернее, указанием на самую сущность их духовного нacтроения. Стадность, подражательность и страх пред всем непривычным - основные побуждения деятельности многих т. н. православных людей.
Ради оценки современного положения церкви пытливые умы стараются найти точки сравнения в истории. Одни сравнивают нынешнее движение со временем патриарха Никона, другие ищут параллелей в истории иконоборчества, третьи уподобляют реформам Петра Великого и его ставленника Феофана Прокоповича.
Церковная реформа Петра Великого выразилась прежде всего в замене единоличного патриаршего управления коллегиальным в виде синода. То же самое видим мы и теперь. Как тогда, так и теперь эта замена произошла без передачи церковной власти одним лицом другому, без всякого соборного обсуждения и постановления. Согласие восточных патриархов было и получено лишь впоследствии. То же caмоe повторяется и в настоящую пору.
Патриарх отказался от власти, как бы умер для церкви, и власть очутилась в руках коллегиального Высшего управления. Правда, что патриарх Тихон хотел передать свою власть митрополиту Агафенгелу, но тот фактически не мог принять ее. Не могли бы принять этого назначения и другие митрополиты.
Читать далее →