ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ /ПРОДОЛЖЕНИЕ/
При Петре усилилось значение белого духовенства, то же случилось и теперь. В ту пору в монахи архиереи непременно назывались не только по имени, но и по фамилии. Феофан Прокопович занялся вопросом об обновлении церкви, задумал изменения в обрядах, хотел изменить народную психологию и встретил горячий отпор со стороны приверженцев старины. То же видим мы и теперь.
Монахи тогда мечтали о восстановлении патриаршества, не из религиозных побуждений, а исключительно ради власти и богатства, а Георгий Дашков почти достиг своей цели по чисто личным видам, ради превосходства перед Феофаном Прокоповичем.
По мысли Петра монастыри должны были превратиться в благотворительные учреждения, и монахи принуждались к труду и служению на пользу ближним.
Защитники старины видели в этом гонение на монашество и предвещали скорую кончину мира и пришествие антихриста.
Борьба двух течений нового, требовавшего от верующих дел, сообразных с верой, допетровского, ограничившегося внешним обрядовым благочестием, имели в каждом лагере своих сторонников, и прогрессивное направление на некоторое время получило перевес.
Но оно не имело твердой опоры, толщи верующих были невежественны и такими же остались на продолжительное время. Ни раз'яснений, ни даже указаний на смысл церковных исправлений им ни откуда не давалось, а потому и большого сдвига от обрядоверия к истинному пониманию христианства не произошло.
Однако при сравнении количества и свойств суеверий допетровской поры и настоящего времени можно видеть, что современных предрассудков несравненно меньше, нежели в допетровскую эпоху.
А отсюда можно сделать вывод в том смысле, что от нас требуется не упорство и косность, а движение вперед.
Правда, что плыть вместе с народной лавиной легче и прибыльнее, но вверять себя народному настроению опасно, так как толпа быстро переходит от возгласов «Осанна» диким крикам «распни».
Читать далее →