Ситуация, которая сложилась сегодня в России с законами, с людьми и с отношениями между разными группами людей, может быть охарактеризована, с одной стороны, как абсурдная, с другой – как беспросветная. Не случайно законы и люди здесь показаны вместе, хотя, казалось бы, это совершенно разные уровни, и их нельзя смешивать воедино. Но в некотором контексте – в контексте сложившейся в обществе ситуации – они перетекают одно в другое, и одно не действует без другого.
Люди принимают законы, или порождают их, а законы, в свою очередь, ставят ограничения и правила для других людей. Но Россия – особая страна в конце Европы, где обычные, стандартные европейские законы исполняются и применяются часто неправильно, искаженно, словом – «куда повернёшь». Предполагается, что виной тому – достославный русский менталитет. В России часто любят повторять: «Умом Россию не понять», — это из той же оперы. Один из самых знаменитых случаев «применения» не согласующегося с законом менталитета – осуждение по статье УК РФ о хулиганстве по мотивам религиозной ненависти трех участниц панк-группы Pussy Riot.
Безусловно, с точки зрения православного населения России, девушки-панки заслуживают самых унизительных и жесточайших кар. Например, четвертования, повешения, различных пыток, — словом, «по делам вашим да воздастся вам». Хотя «воздавать» должен Бог, и уже на Небесах, но люди-то хотят крови здесь, ведь, как говорят православные глашатаи, их унизили – унизили их религиозные чувства.
Возможно, и есть из числа православных люди, которые считают, что участницы группы как «осквернительницы святыни» заслуживают не сурового, но мягкого наказания, — но голоса таких людей не слышны за рёвом разнузданной и «униженной» публики, которая громко требует расправы. Расправа свершилась – девушек осудили, двоих отправили в колонии, одну отпустили. Были ли они хулиганами, их акция была ли хулиганством? Вопрос имеет юридический ответ: хулиганство – это неуважение к обществу, а если девушки и проявили неуважение, то совсем не к обществу, а к небольшой группе людей – то есть к представителям аппарата и представителям церкви.
Юридически они не совершали хулиганства, и уж тем более – по мотивам религиозной ненависти, так как сами являлись православными. Но почему тогда их осудили? А потому что закона, который позволял бы их осудить, не принято, по крайней мере, пока, а то, что их осудить надо, – так решили аппаратные чиновники, подогреваемые православным мракобесием. Какой народ – такое и правительство, и пора забыть о законах и других людях – не православных, а еще — лучше всего забыть о культуре, науке, просвещении, а то ведь этого не любят в обществе, и особенно этого не любят аппаратные и церковные чины.
Когда-нибудь Вас могут осудить за то, что Вы читаете стихи. Ведь это неуважение к обществу! Нет такого закона? И что, это разве отменяет наказание?
Читайте эссе о нашей жизни, о режиме, о письме участницы группы Pussy Riot в мир, который за многие годы ничуть не изменился. далее