ГОНЕНИЯ ЦЕРКВИ НА ПЕЧАТЬ /ПРОДОЛЖЕНИЕ/
В течение тысячелетия между VI и XVII веками, которое называется средневековьем, книга, как и философия, была превращена в служанку поповщины. Помещики-феодалы и церковь (которая была самым крупным помещиком) безраздельно господствовали в Западной Европе. Подавляющая часть населения была безграмотна, книги писались и читались тогда только духовенством. Но едва на истерической арене появилась буржуазия — новый класс, начавший борьбу с помещиками и церковью за господство, книга снова стала орудием революционного наступления на твердыни реакции.
Церковь и трон немедленно начали бешеную борьбу с вольнодумной книгой. Во всех крупных городах Западной Европы задымились костры: запылали «еретические» сочинения и их авторы. В Испании, где свирепствовала католическая инквизиция, эта костры получили звучное название — «ауто-да-фе» («дело веры»). Вот несколько красноречивых примеров.
В 1545 г. в Париже был сожжен вместе со своими сочинениями типограф Этьен Доле.
В 1582 г. указом французского короля было приказано публично сжечь сочинение великого французского сатирика Рабле «Гаргаитюа н Пантагрюэль». За что сожгли эту веселую книгу? За то, что каждая ее страница была остроумной издевкой над средневековым бытом, над догмами религии, над монастырскими нравами.
В 1616 г. инквизиторы в г. Тулузе сожгли за безбожие Лючи.тио Ванини вместе с его книгами. Что писал Ванини, мы до сих пор знаем мало. О содержании его книг можно лишь догадываться по словам Ванини перед казнью: «Нет ни бога, ни чорта. Если бы существовал бог, я молил бы его поразить молнией это гнусное судилище; если бы существовал чорт, я просил бы его низвергнуть в тартарары ваше подлое отродье!».
В 1683 г. в Лондоне были публично сожжены главные сочинения великого английского материалиста Томаса Гоббса: «О гражданине» и «Левиафан». Церковники не могли простить ему критики религии. «Тайны религии, — писал Гоббс, — подобны пилюлям, их надо проглатывать сразу, ибо, когда пытаешься их разжевать, они вызывают тошноту».
Читать далее →