Эскалация конфликта вокруг Украины с каждым днем нарастает, и сегодня в этом процессе участвуют не только «братские страны» — Украина и Россия. С точки зрения геополитики, не бывает братских стран – бывают стратегические союзники и противники. У России стратегических союзников в этом конфликте, наверное, не существует – Сирия не является крупным игроком на геополитической карте мира, поэтому ее нельзя всерьез принимать в расчет. А кто, кроме Сирии? Иран или Китай? Может быть, Казахстан и Беларусь? Единственный здесь крупный игрок – Китай. Но Китай уже продемонстрировал, что будет сохранять нейтралитет. Казахстану и Беларуси никак нельзя поддержать Москву – они понимают, что сегодня – Украина, завтра – они.
Система международных договоров, безопасности, равновесия рушится прямо на глазах. Европа и США – не союзники, а резкие или умеренные противники действий России в Украине. Но что с того России? Есть такая формула: «против лома нет приема» — для России «ломом» является ядерный потенциал. Кто решится пойти против и ввести войска, чтобы остановить Россию? Большой вопрос. Как показывает практика геополитики, Запад не вмешивается в военные конфликты с тем игроком, который имеет этот ядерный «лом». По крайней мере, западные страны не вмешиваются в такие конфликты открыто – но возможна косвенная помощь – например, вооружением, средствами, специалистами.
Конфликт России и Украины спровоцирован всего двумя очевидными событиями: во-первых, победой революции в Украине, во-вторых, неуклонным и уже определенным выбором западного соседа России принадлежать Европе, выйдя, таким образом, из поля геополитических интересов России. Россия все эти годы продвигала идею Таможенного союза как объединителя стран-осколков бывшего СССР. Копила деньги, развивала экономику, вооружалась. Украина же была занята совершенно другим: внутриполитической борьбой, демократией, диалогом. И теперь Украина определилась – по крайней мере, та Украина, которая может считаться пассионарной, активной, бойцы которой сражались на Майдане.
Юго-Восток Украины, где превалирует русскоязычное население, остался как бы не у дел. Но, опросы показывают: и Юго-Восток поддерживает идею вступления в Евросоюз. С этим, конечно, не может мириться Москва. Даже если поддерживают все. Но на Юго-Востоке люди не так сплочены, как на Западе, следовательно, можно, что называется, раскачать лодку. Главная цель – заставить Украину вернуться в лоно внешней политики Москвы. В политике, а в геополитике тем более, средства достижения целей могут быть самые невероятные – и даже военные, и с этим нельзя спорить. Таков вектор российской внешней политики, и этот вектор никуда не денется, и глупо возмущаться пропагандой в СМИ, ложью первых лиц, военным присутствием и даже захватом территорий. Москва поставлена в угол, и она перешла к крайним мерам. Договориться не удалось.
Конфликт будет продолжен, и не закончится, пока существуют два фактора: тот вектор российской геополитики, который мы имеем, и тот выбор Украины, который не находится в ее лоне. Простым языком надо сказать: или в России должна случиться революция, или Украина должна присоединиться к Таможенному союзу. Первое – совсем невероятный вариант, второе – достижимый, но крайне труднодостижимый. Конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не будет снят один из этих факторов. Но мы знаем, что даже крайне труднодостижимый вариант вполне может отнять у двух сторон конфликта не только огромное количество экономических сил, но и привести к вооруженному противостоянию. А если это противостояние будет подпитываться союзниками Украины, а таких сейчас много, с течением времени второй – труднодостижимый – вариант будет становиться все туманнее, зато из тени невероятности выйдет вариант первый. Россия прекрасно понимает, что ей не время затягивать время, поэтому спешит, как может.