Мы видим, что в странах Запада приличный уровень жизни, западные люди живут лучше по сравнению с нашими жителями. Но у них другой путь. В России уровень жизни и комфорт – не главное. Большинство населения России внутри понимает, что путь России, а значит, и их путь – это путь миссионерский, философский, нравоучительный.
Какая может быть нравственность при таком разгуле коррупции, воровства, несправедливости, пошлости, грязи, которые мы видим в России повсюду, и очень много этого видим на самом «верху» — на уровне правительства, на уровне государства? Да, все это есть, это невозможно отрицать, как ни пытайся. Но, видимо, через это нужно пройти, чтобы вспоминать об этом с болью и горечью.
В народе всегда были таланты и гении, была интеллигенция, а русская интеллигенция всегда была исключительно нравственна, духовна, правильна. Как будто вся безнравственность сосредоточилась в структурах власти, в толпе, в обывателях, а небольшая часть, прослойка населения оказалась совершенно не затронутой всей этой грязью. В России жили, живут и будут жить святые люди, потому что святость обретается в страданиях, в этих условиях безнравственности и мрачности.
Философия в России всегда была ключевым признаком русского миссионерства. На Западе философия проявлялась как книжные и теоретические измышления, призванные что-либо или кого-либо классифицировать, разделять, определять. В России философия всегда была живой и понятной, не теоретической, а практической. После многих разговоров рождалась истина. Всегда рождается истина у тех, кто размышляет о жизни и мире, а не об отвлеченных, умозрительных вещах.
Миссия России состоит в нравственном и духовном слове для мира. Говорить об истине на весь мир и делать эту истину всеобщей – миссия России. Но Россия только в начале пути. Политики поняли этот путь, и делают только первые шаги. Шаги эти – в повышении влияния России в мире, в усилении ее роли в делах мирового сообщества, потому что без влияния, без уважения, никто не будет слушать и слышать, что говорит Россия миру.
Кто бы ни правил, какие бы дурные правительства ни правили в западных странах, мы видим, общество там живет неплохо, уровень жизни не падает. В России с этим беда – Россия сильно зависит от правителей, и чем хуже, дурнее правитель, тем хуже и дурнее жизнь. И напротив, кто бы ни правил на Западе, нести миссию в мир не получается. Можно ли назвать миссией то, что несет Запад? Но эта миссия не всеобщая – эта миссия демократии, то есть привнесения европейского образа, но не уровня жизни, в мир.
В России нет подобных миссий – России важно совсем другое. Всеобщий поворот не в сторону образа жизни, а всеобщий поворот в сторону смысла жизни – вот что нужно России. Мир принимает европейский, западный образ жизни – пускай частично, неполно, но все-таки. И мир примет, обязательно примет тот смысл жизни, который будет проповедовать Россия. В этом ее миссия. В этом и находится сам смысл существования России.
Пусть люди делают, одеваются, разговаривают, работают, отдыхают так, как диктует Запад, — пускай не в точности так, но похоже. С этим Россия не спорит, это неважно. Но пусть люди думают, размышляют, чувствуют, понимают, верят так, как диктует Россия. Внутренний мир, а не внешний мир, — вот то, что организует и контролирует Россия. Это не значит, что весь мир будет думать одинаково. Но будут всеобщие ценности в духовной и нравственной сфере, которые предлагает Россия.