Известный факт, что творческий человек, художник – это универсальный солдат, который может многое. Или почти всё. Если отбросить иронию, на самом деле можно видеть, что Лермонтов ещё в детстве блестяще рисовал, Николай Рерих не только писал картины и философские сочинения, но и, к примеру, сказки, а Василий Шукшин не только снимал и снимался в кино, но и писал свои деревенско-житийные рассказы. Примеров достаточно много, и можно долго об этом говорить. Мервин Пик как творческий человек был художником не единственного направления. Он был и в узком смысле художником, и в широком. Писал картины, писал романы. Создал превосходную трилогию, которая, правда, стала трилогией, а была задумана как большая серия романов-книг: «Замок Горменгаст». Но жизнь человеческая коротка, и всё охватить невозможно.
Мрачная и гротескная атмосфера «Замка Горменгаст» придала произведению английского художника исключительное своеобразие. Если «Властелин Колец» Джона Руэла Толкина можно причислить к поп-классике фэнтези, причём роман Толкина будет, конечно же, «номером первым» в жанре, то «Замок Горменгаст», вне сомнений, претендует на другое первенство, и для истинных ценителей фэнтези не в пример более почётное: роман Мервина Пика претендует, ни много, ни мало, на первенство в разряде культ-классики. Если пробовать разобраться, что такое культ-классика, а иначе – культовость, то тут вернее всего пояснить разницу между поп- и культ-классикой одним, но главным преимуществом последней. Культовость никуда не исчезает, если она не вечна, то, по крайней мере, надёжна и крепко стоит на ногах. Поп-культура же зависит от моды, от количества вложенных денежных средств и подобных сугубо материальных и быстро меняющихся факторов. Поэтому «Замок Горменгаст» наверняка перспективнее «Властелина Колец» в плане жития-долголетия на литературно-фэнтезийном «олимпе».
Подобный роман нельзя обойти стороной, если увлекаешься фэнтези. И в нём есть то, что отличает и выделяет фэнтези от других жанров литературы: оригинальный замкнутый мир, живущий по своим законам и традициям, которые чем-то похожи на средневековые. Вот и Замок Горменгаст Мервина Пика – место странное, замкнутый мир, где течет своя жизнь, отличная от жизни остального мира. Эта жизнь красива и романтична, но гротескна и абсурдна. Она также смешна и даже комична, но и не лишена глубоких чувств героев, их высоких (свобода, справедливость) и низких (жестокость, лицемерие) устремлений. Самое главное то, что жизнь в Замке Горменгаст очень своеобразна, уникальна и способна удивить самого требовательного ценителя оригинальности.
Главный герой – семьдесят седьмой Герцог Горменгаста Тит. Ему лишь семь лет, но он стал единственным наследником после смерти отца. Сестра Тита – черноволосая Фуксия. Мать – Графиня Гертруда, которая видела своего сына с момента рождения всего семь раз. Дело в том, что она забыла, как пройти в ту часть Замка, где он обитает. Тётки Тита – слабоумные Кора и Кларисса тихо живут в своих комнатках, в которые их буквально заточил Щуквол – молодой бессовестный прохвост неблагородных кровей, но достаточно хитрый, чтобы добиваться своего (власти). Сёстры имели длинные языки, и, чтобы избежать неприятностей, два года назад Щуквол осуществил коварный замысел: состряпал прощальное письмо сестёр, якобы решивших покончить с собой, изготовил их восковые фигуры, и устроил пышные похороны будто бы умерших сестер. А сейчас они жили в забитых досками комнатах (о чём знал только Щуквол) и боялись из них выйти, так как Щуквол убедил сестер, что обитателей Замка поражает ужасная болезнь «паучья чума», и спрятаться от неё возможно только посредством абсолютного изолирования.
Кора и Кларисса настолько ущербны разумом, что обдумывание какой-нибудь мысли для них чревато кровоизлиянием в мозг. Кроме близких родственников Тита в Замке живут Доктор Хламслив и его некрасивая, но самомнительная сестра Ирма. Так как Замок живёт строго по установленным когда-то давно собственным обычаям и законам, в Замке есть высокая и уважаемая должность Хранителя Ритуала. Сейчас её занимает злобный старый карлик Баркентин, весь грязный и засаленный, передвигающийся по Замку с помощью костыля (он без одной ноги). Каждое утро проснувшийся Баркентин швыряет в отверстие в своём полу огромный булыжник, который грохочет по трубе, где летит через несколько этажей, предупреждая слуг, что пора готовить ему завтрак.
Страницы: 1 2